Новости

ВНИМАНИЕ! Начались проверки по трансфертному ценообразованию

ВНИМАНИЕ! Начались проверки по трансфертному ценообразованию

ФНС России начала первые поверки полноты и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Первые шаги проверяющих позволяют нам сделать предварительные выводы о подходе к проведению проверок

 

Шаг 1. Принятие решение о проведении проверки:

 

  • основание: уведомление о контролируемых сделках, представленное в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
  • предмет проверки: сделка налогоплательщика с конкретным контрагентом — конкретный договор с указанием номера и даты;
  • налог: налог на прибыль организаций.

 

Вывод: проверки назначаются не в отношении трансфертного ценообразования в целом, а в отношении отдельных сделок, отобранных на основании анализа уведомлений о контролируемых сделках, представленных налогоплательщиком.

 

Шаг 2. Уведомление налогоплательщика о назначении проверки:

 

  • как правило, поступает налогоплательщику в пределах 2 недель после принятия решения о проверке.

 

Шаг 3. Требование о представлении документации в отношении проверяемой сделки:

 

  • требование направлено после получения налогоплательщиком уведомления о проведении проверки;
  • документация представляется в виде копии, заверенной подписью руководителя в течение 30 рабочих дней.

 

Вывод: если в отличие от «обычных» выездных налоговых проверок требования о представлении документации будут направляться позднее (а не одновременно с решением о проверке), это даст налогоплательщикам больше времени на подготовку к проверке.

 

Шаг 4. Направление требования о представлении первичных документов, бухгалтерских и налоговых регистров, иных документов:

 

  • требование направляется налоговым органом по месту налогового учета налогоплательщика на основании поручения ФНС России;
  • истребуются все документы, прямо или косвенно относящиеся к сделке (см. на обороте);
  • срок исполнения: 5 рабочих дней, можно ходатайствовать о продлении в любой момент в течение установленного срока исполнения требования;
  • порядок представления: заверенные копии на бумажном носителе; можно не представлять документы, ранее представленные при проведении выездных и камеральных проверок.

 

Вывод: помимо анализа документации по контролируемой сделке налоговые органы будут анализировать массив первичных документов и сопутствующей информации. Не только недостатки документации, но также нестыковки между документацией, первичными документами, регистрами учета и прочими документами могут быть использованы проверяющими против налогоплательщиков.

 

Перечень истребуемых документов и информации:

 

  • договор по контролируемой сделке, приложения, спецификации и иные документы, касающиеся согласования цены товаров;
  • паспорта сделок;
  • первичные учетные документы, подтверждающие исполнение и отражение на счетах бухгалтерского учета приобретения и реализации товаров налогоплательщиком;
  • бухгалтерские и налоговые регистры, подтверждающие факт отражения налогоплательщиком всех операций, связанных с приобретением и последующей реализацией товаров;
  • доверенности или иные документы, подтверждающие полномочия лиц, действующих от лица иностранного покупателя, переписка с иностранным покупателем;
  • документы, подтверждающие регистрацию иностранного покупателя как налогоплательщика;
  • договоры на приобретение услуг по перевозке (транспортировке, перевалке) товаров;
  • товаросопроводительные и транспортные документы, подтверждающие поставку товара;
  • сертификаты качества и иные документы, подтверждающие качество товаров;
  • заявления на помещение товаров под таможенный режим, поручения на погрузку товаров, таможенные декларации;
  • договоры страхования груза, первичные учетные документы, а также бухгалтерские и налоговые регистры с отражением операций по договорам страхования груза;
  • договоры на приобретение товаров, реализованных иностранному покупателю;
  • информация о ценах последующей реализации товаров, приобретенных иностранным покупателем;
  • приказы об утверждении учетной политики (бухгалтерской и налоговой), учетные политики (бухгалтерская и налоговая), рабочий план счетов;
  • приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера, штатное расписание
  • главная книга, оборотно-сальдовые ведомости в разрезе контрагентов по субсчетам, открытым к счетам 60, 62, 76, карточки субсчетов, открытых к счетам 60, 62, 76, 90, 91;
  • ценовая политика и иные документы, обосновывающие порядок формирования цен при реализации налогоплательщиком товаров и иной продукции, в соответствии с номенклатурой, утвержденной налогоплательщиком;
  • сведения об иностранных взаимозависимых и аффилированных лицах налогоплательщика с указанием доли прямого или косвенного участия.

 

Требование направляется проверяемому налогоплательщику, но в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, обычно используемой при встречных проверках.

 

 

Написано