C 1 сентября текущего года аккредитованные удостоверяющие центры больше не выдают квалифицированные сертификаты электронной подписи сотрудников организации, в которых указан ИНН организации или ИП.
Ранее планировалось, что выданные до 01.09.22 г. сертификаты будут действовать до конца августа 2023г., однако, Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в Закон Об электронной подписи, срок действия сертификатов, выданных на представителя продлили до конца августа 2024 г. В свою очередь, дату, с которой использование МЧД становится обязательным, сдвинули до 1 марта 2024г.
Нововведения также устанавливают, что вся информация о выданных МЧД и сами МЧД аккумулируются в базе ФНС из разных информационных систем, форма МЧД при этом будет унифицирована.
Напомним, что машиночитаемая доверенность — это электронный аналог бумажной доверенности на подписание электронных документов, создан на понятном для компьютера языке. Она представляет собой файл в формате xml. В этом документе указана информация о доверителе, уполномоченном лице и его полномочиях.
При попадании документа в информационную систему или на сервис происходит автоматическое считывание сведений из машиночитаемой доверенности. Основной задачей МЧД является подтверждение того, что сотрудник или уполномоченное лицо может подписывать электронные документы от имени организации, при этом представитель подписывает документ своей личной электронной подписью. МЧД подписывается электронной подписью руководителя, именно поэтому машиночитаемую доверенность нельзя подделать, а значит, риск наткнуться на мошенников минимален.
ФНС России уже создала единственное в стране хранилище для машиночитаемых доверенностей (МЧД), подготовленных по единому формату. Хранилище построено на базе технологии распределенного реестра (блокчейн). А для перехода на использование МЧД работает специальный сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме». С помощью этого сервиса можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов, направляемых в налоговую инспекцию. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать в электронном документообороте.
В то же время сервис ФНС России совершенствуется, и позволяет создавать МЧД и использовать для:
- представления интересов в ФССП;
- сдачи отчетности в СФР;
- взаимодействия с Росстатом, ЕГАИС и т. п.;
- обмена документами с контрагентами.
Интерфейс сервиса ФНС простой и понятный, в нем легко может разобраться неопытный пользователь компьютера.
Таким образом, форма МЧД унифицирована, теперь объединяет электронные доверенности для обмена между организациями и с государственными органами (B2B и B2G) в единую машиночитаемую форму. Нововведение касается также и нотариальных доверенностей. Хранение доверенностей в едином информационном пространстве и составленные по одной форме позволяет оптимизировать процесс передачи полномочий доверенному лицу при совершении действий в разных информационных системах.
Учитывая отсрочку, предоставленную в виде переходного периода, рекомендуем начать использование МЧД в коммерческой деятельности, прививать культуру использования этого инструмента не только для подачи отчетности, но и для взаимодействия с контрагентами.