С 1 сентября 2014 года вступает в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ, вносящая значительные изменения в положения о юридических лицах. В частности, одним из таких изменений является разделение всех хозяйственных обществ на два типа: публичные и непубличные.
Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичными будут считаться общества, акции и ценные бумаги которых публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Кроме того, правила о публичных обществах также будут применяться к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, непубличными будут признаваться те общества, которые не отвечают указанным признакам.
Практическое значение разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные состоит в том, что участники непубличного общества, в отличие от участников публичного, могут изменить ряд положений, регулирующих корпоративные отношения в обществе, по сравнению с тем, как это предусмотрено законом. Например, участники непубличных обществ могут изменить порядок распределения компетенции между органами управления, установить иной состав органов управления, чем предусматривается законом (например, прописать в уставе отказ от создания ревизионной комиссии). Также они вправе изменить требования к составу и порядку формирования совета директоров или коллегиального исполнительного органа общества, изменить порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания участников, порядок преимущественного права выкупа акций или доли.
Важно понимать, что перерегистрации общества в связи с грядущими изменениями не требуется, на что прямо указано в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, которым внесены в ГК изменения. Более того, не требуется вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование общества.
Однако в силу п. 7 ст. 3 на общества возлагается обязанность внести изменения в учредительные документы и наименование при первом изменении учредительных документов. То есть необходимости вносить изменения в уставные документы в срочном порядке после 1 сентября 2014 года не требуется.
Законодатель, стимулируя к внесению изменений в учредительные документы, освобождает общества от уплаты государственной пошлины за действия, направленные на приведение учредительных документов в соответствие с новой редакцией ГК РФ.
Еще одним важным для акционерных обществ изменением является необходимость передачи к 1 октября 2014 года полномочий по ведению реестра акционеров специализированным организациям — так называемым регистраторам. Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ в ГК РФ был внесен п. 2 ст. 149, закрепляющий возможность ведения реестра держателей ценных бумаг только лицами, получившими соответствующую лицензию. К таким реестрам относится и реестр акционеров, для передачи функций по ведению которого был установлен специальный срок — до 1 октября 2014 года. Это означает, что акционерные общества, которые не имеют такой лицензии, обязаны к 1 октября 2014 года заключить договор на ведение реестра акционеров с регистратором — профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра и имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Деятельность по ведению реестра акционеров является коммерческой, а, значит, обществу придется выплачивать регистратору вознаграждение. Кроме того, передача ведения реестра акционеров регистратору связана с определенными рисками для общества. Одна из проблем, с которой могут столкнуться акционерные общества в связи с передачей функций по ведению реестров акционеров регистраторам, связана с п. 4 ст. 44 Закона об акционерных обществах. Так, согласно указанной норме общество несет солидарную ответственность за убытки, причиненные акционеру в результате недобросовестного исполнения регистратором его обязанностей по ведению реестра. Это означает, что в случае причинения вреда акционеру он может предъявить иск о возмещении таких убытков как к регистратору, так и к самому обществу по своему выбору.
Фактически акционерное общество принимает на себя дополнительную ответственность за действия третьего лица — регистратора. При этом акционеры, скорее всего, предпочтут обращаться с исками именно к обществу. Разумеется, в случае, если общество компенсирует вред, причиненный акционеру действиями регистратора, оно сможет впоследствии взыскать эту сумму с регистратора. Однако на это может уйти определенное время, кроме того, неизбежны расходы, связанные с взысканием акционером убытков (как правило, в судебном порядке), и расходов, связанных с взысканием с регистратора указанной суммы. Поэтому при выборе регистратора акционерному обществу следует быть осторожным, выбирать только такого регистратора, который зарекомендовал себя как добросовестный реестродержатель.
При заключении договора о ведении реестра стоит обратить внимание на пункты, посвященные размеру такого обратного требования. Соглашением сторон можно установить размер обратного требования (в том числе и в процентах от суммы возмещения, уплаченной акционеру), поэтому важно понимать, чего стоит ожидать в такой ситуации и насколько регистратор гарантирует надлежащее исполнение своих обязанностей по ведению реестра акционеров.
Другая проблема связана с подготовкой к проведению общего собрания акционеров. Статья 51 Закона об акционерных обществах обязанность по составлению списка лиц, имеющих право на участие в таком собрании, возлагает на реестродержателя. И в случае, если им будут нарушены императивные требования законодателя к срокам и порядку составления такого списка, негативные последствия (например, необходимость компенсировать вред, причиненный акционеру, или признание решения общего собрания недействительным) возникнут не только для регистратора, но и для общества.
Тем не менее, несмотря на недостатки, ведение реестра акционеров независимым от эмитента юридическим лицом — профессиональным участником рынка ценных бумаг — предполагает качественное и своевременное проведение операций по счетам, на которых учитываются акции. Более того, ведение реестра независимым регистратором существенно снижает риски того, что в реестр будут внесены недостоверные сведения для незаконного получения контроля над обществом.
Источник: Российская газета