ФНС России начала первые поверки полноты и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Первые шаги проверяющих позволяют нам сделать предварительные выводы о подходе к проведению проверок
Шаг 1. Принятие решение о проведении проверки:
- основание: уведомление о контролируемых сделках, представленное в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
- предмет проверки: сделка налогоплательщика с конкретным контрагентом — конкретный договор с указанием номера и даты;
- налог: налог на прибыль организаций.
Вывод: проверки назначаются не в отношении трансфертного ценообразования в целом, а в отношении отдельных сделок, отобранных на основании анализа уведомлений о контролируемых сделках, представленных налогоплательщиком.
Шаг 2. Уведомление налогоплательщика о назначении проверки:
- как правило, поступает налогоплательщику в пределах 2 недель после принятия решения о проверке.
Шаг 3. Требование о представлении документации в отношении проверяемой сделки:
- требование направлено после получения налогоплательщиком уведомления о проведении проверки;
- документация представляется в виде копии, заверенной подписью руководителя в течение 30 рабочих дней.
Вывод: если в отличие от «обычных» выездных налоговых проверок требования о представлении документации будут направляться позднее (а не одновременно с решением о проверке), это даст налогоплательщикам больше времени на подготовку к проверке.
Шаг 4. Направление требования о представлении первичных документов, бухгалтерских и налоговых регистров, иных документов:
- требование направляется налоговым органом по месту налогового учета налогоплательщика на основании поручения ФНС России;
- истребуются все документы, прямо или косвенно относящиеся к сделке (см. на обороте);
- срок исполнения: 5 рабочих дней, можно ходатайствовать о продлении в любой момент в течение установленного срока исполнения требования;
- порядок представления: заверенные копии на бумажном носителе; можно не представлять документы, ранее представленные при проведении выездных и камеральных проверок.
Вывод: помимо анализа документации по контролируемой сделке налоговые органы будут анализировать массив первичных документов и сопутствующей информации. Не только недостатки документации, но также нестыковки между документацией, первичными документами, регистрами учета и прочими документами могут быть использованы проверяющими против налогоплательщиков.
Перечень истребуемых документов и информации:
- договор по контролируемой сделке, приложения, спецификации и иные документы, касающиеся согласования цены товаров;
- паспорта сделок;
- первичные учетные документы, подтверждающие исполнение и отражение на счетах бухгалтерского учета приобретения и реализации товаров налогоплательщиком;
- бухгалтерские и налоговые регистры, подтверждающие факт отражения налогоплательщиком всех операций, связанных с приобретением и последующей реализацией товаров;
- доверенности или иные документы, подтверждающие полномочия лиц, действующих от лица иностранного покупателя, переписка с иностранным покупателем;
- документы, подтверждающие регистрацию иностранного покупателя как налогоплательщика;
- договоры на приобретение услуг по перевозке (транспортировке, перевалке) товаров;
- товаросопроводительные и транспортные документы, подтверждающие поставку товара;
- сертификаты качества и иные документы, подтверждающие качество товаров;
- заявления на помещение товаров под таможенный режим, поручения на погрузку товаров, таможенные декларации;
- договоры страхования груза, первичные учетные документы, а также бухгалтерские и налоговые регистры с отражением операций по договорам страхования груза;
- договоры на приобретение товаров, реализованных иностранному покупателю;
- информация о ценах последующей реализации товаров, приобретенных иностранным покупателем;
- приказы об утверждении учетной политики (бухгалтерской и налоговой), учетные политики (бухгалтерская и налоговая), рабочий план счетов;
- приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера, штатное расписание
- главная книга, оборотно-сальдовые ведомости в разрезе контрагентов по субсчетам, открытым к счетам 60, 62, 76, карточки субсчетов, открытых к счетам 60, 62, 76, 90, 91;
- ценовая политика и иные документы, обосновывающие порядок формирования цен при реализации налогоплательщиком товаров и иной продукции, в соответствии с номенклатурой, утвержденной налогоплательщиком;
- сведения об иностранных взаимозависимых и аффилированных лицах налогоплательщика с указанием доли прямого или косвенного участия.
Требование направляется проверяемому налогоплательщику, но в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, обычно используемой при встречных проверках.